Информация о различных видах наставничества в МБОУ «Лицей № 88 г. Челябинска»
В лицее существует несколько видов наставничества:
Члены администрации - педагог – наставничество происходит на всех уровнях работы. Сопровождение в конкурсах, помощь в заполнении документации.
Педагог- педагог – Наставничество происходит на уровне методических объединений, где более опытные коллеги делятся своим опытом и курируют работу молодых педагогов. Помогают с подготовкой к урокам, оказывают помощь в заполнении школьной документации, помощь в участии в профессиональных конкурсах.
Члены администрации – ребёнок –Наставничество происходит при работе со всеми категориями учащихся, состоящих на каких-либо видах учёта, а также при работе с одарёнными детьми.
Педагог- ребёнок – наставничество осуществляется в рамках классных коллективов при работе над различными воспитательными проектами, в рамках предмета при работе над образовательными проектами, в рамках работы в кружках и секциях.
Ребёнок-ребёнок – в рамках детских объединений Актива лицея, вожатства, пресс-центра. Проводятся мастер-классы «равный-равному», более опытные помогают новичкам.
Выпускник-ребёнок - происходит в рамках объединений вожатых и пресс-центра, где ребята проводят мастер-классы и курируют деятельность онлайн.
Информация о методической работе с молодыми специалистами
ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Тема |
Рассматриваемые вопросы |
сроки |
Знакомство с молодым учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. |
Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов ОУ, Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого учителя. Заполнение информационной карточки листа молодого педагога |
Сентябрь |
Разработка индивидуального плана профессионального становления |
Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях. |
Сентябрь |
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого учителя. Функция общения на занятии |
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё». Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). |
Октябрь |
Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства |
Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения уроков, наставник совместно с молодым педагогом готовят конспекты уроков, проговаривают каждый этап и элемент урока, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после каждого урока идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее |
ноябрь |
Имидж педагога. |
Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д. |
Сентябрь |
Педагогическая ситуация. |
Совет «бывалого». |
Октябрь |
Копилка интересных уроков. |
Разработки или описания интересных занятий силами самих молодых специалистов и наставников. |
|
Самообразование учителя – лучший учитель |
Выбор методической темы. Молодому учителю предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год |
В течение года |
Как написать обобщение педагогического опыта |
Выбор методической темы, технология описания опыта |
Апрель |
Аттестация. Требования к квалификации |
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Портфолио аттестуемого учителя |
Ноябрь- декабрь
Март- апрель |
Методическая выставка достижений молодого учителя. |
Уровень профессионализма молодого учителя – систематизация наработок профессиональной деятельности. |
Конец учебного года |
Диагностика учеников |
Методика проведения обследования |
Май |
Анализ деятельности педагога- наставника с молодым специалистом за 2019/2020 учебный год
Задачи:
1) предрасположить молодого педагога к творческой деятельности;
2) направить на осмысление множества педагогических идей, на поиск путей использования их в своей работе;
3) содействовать формированию у молодого специалиста интереса и склонности к инновационной деятельности;
4) способствовать формированию профессиональной культуры молодого учителя.
Цель: процесс профессиональной адаптации и творческого роста начинающего учителя русского языка и литературы в условиях инновационных преобразований современного общества.
Формы работы:
1) индивидуальная (беседы, консультации, посещение уроков молодого учителя, их анализ, помощь в работе над индивидуальной методической темой);
2) групповая (научно-практические семинары, семинары-практикумы, проблемные семинары, научно-практические конференции).
Этапы реализации работы:
- Диагностический. На данном этапе проводилась диагностика и анализ затруднений молодого специалиста, её инновационного потенциала и готовности к инновациям, определение условий работы. Для осуществления такой диагностики использованы индивидуальные беседы, посещение и анализ уроков, анкетирование. При анализе результатов особое внимание уделялось следующим проблемам: недостатку теоретических знаний по предмету и методике его преподавания, мотивации учителя на профессиональный рост, готовности к освоению инноваций, недостатку технических средств для ведения уроков.
Анализ мотивационной готовности к освоению инноваций показал, что важными для молодого педагога являются:
1) осознание недостаточности знаний по методике преподавания предмета и желание познакомиться с новыми педагогическими технологиями;
2) высокий уровень профессиональных притязаний, потребность в достижении высоких результатов;
3) потребность в контактах с интересными, творчески работающими педагогами;
4) желание создать эффективную образовательную среду для обучающихся;
5) готовность проверить на практике полученные знания о новых педагогических технологиях.
Основной этап. Практическая работа методиста-наставника по разработке учебно-методического обеспечения процесса развития инновационного потенциала молодого учителя по русскому языку и литературе:
- Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблемам модернизации гуманитарного образования в средней школе, теоретических характеристик инновационных процессов в современном образовании, рекомендаций опытных педагогов-практиков по данной проблеме.
- Создание информационного поля: собрание коллекции электронных образовательных ресурсов по русскому языку и литературе, библиотеки современных педагогических технологий, работа по систематизации, обновлению и пополнению электронных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения уроков русского языка и литературы, отвечающих современным требованиям педагогической науки.
- Работа над методическими пособиями по сложным вопросам курса русского языка и литературы средней школы.
Анализ результатов и выводы
Результатом работы в системе «Наставник – молодой учитель» явилось создание молодым педагогам авторских образовательных продуктов — от разработки открытых уроков, выступлений на методических объединения.
В конце учебного года работы с молодым специалистом было проведено анкетирование. Анализ анкеты показал, что за молодой специалист научилась рационально распределять время на уроке, что учитель — интересная и захватывающая профессия, так как многое зависит от самого учителя. Молодому учителю понравилось, что всегда можно получить своевременную консультацию по любому вопросу, отмечает, что у неё сформировалось уверенное поведение в школе, она нашли свое место среди учителей, получила доверие от родителей и детей, нашла свой личный стиль педагогической работы, научилась адекватно оценивать результаты проделанной работы и планировать свою деятельность.